Проект "Частушки детскими устами" необходим для агитации проявления интереса детей к познанию забытого в современном мире фольклорного жанра - частушки. В сентябре мои пятиклассники поздравляли с днем рождения осенних именинников. Я, как классный руководитель, решила сделать сюрприз всем детям и без предупреждения и репетиций принесла на этот праздник балалайку и гитару. Под аккомпанемент гитары дети спели детскую песенку "Пусть бегут неуклюже". Когда зазвучала балалайка с частушечными наигрышами, я начала петь частушки и предложила подключаться постепенно всем детям к исполнению частушек. Из волшебного музыкального сундучка доставать трещотки, ложки, треугольник, коробочку и играть на них. На лицах детей появилось удивление и недоумение. Дети стали говорить, что они не умеют играть на шумовых инструментах и не знают ни одной частушки. Так зародилась идея этого проекта.
Дети 5 класса решили узнать: знают ли частушки другие дети? Постепенно возникло несколько вопросов, которые участники проекта захотели задать детям начальной школы. Ребята были опрошены. Результат опроса привел к дальнейшим действиям участников проекта. Дети стали знакомиться с историей появления частушек, с их истоками. Узнавать виды частушек, искать разные тексты частушек. В процессе работы и записей текстов частушек, они выяснили, что частушки можно объединить в группы и распределить их по разным темам. Так появилась идея создать сборник частушек и оформить его собственными рисунками, подходящими к теме частушек В процессе подбора частушек у детей стали появляться любимые частушки, которые были близки им по содержанию. Дети стали их сами петь. А какое же пение частушек без первого парня на деревне – гармониста? Гармониста, к сожалению, мы не нашли. Зато вспомнили русский народный инструмент – балалайку. Преподаватели ДМШ №4 с удовольствием приняли нашу просьбу об обучении аккомпанемента на балалайке. Таким образом, стали подключать обучение на гитаре, металлофоне и шумовых инструментах. ПДО «Лицея №3» по вокальному исполнению, художественному искусству и инструментальному исполнительству, стали учить детей правильно голосом интонировать мелодию частушки, оформлять листы рисунками для сборника частушек и учить играть аккомпанемент на укулеле. Работа шла плодотворно. Дети радовались познаниям творчества и искусства. С нетерпением ждут конца учебного года, чтоб закончить проект и показать всем желающим продукты своего творчества – сборник частушек и исполнение музыкального вокального инструментального номера «Частушки детскими устами». Этот проект позволит учащимся создать сборник частушек (а кому-то, познакомиться со сборником частушек), научиться исполнять частушки (а многим, послушать исполнение частушек), научиться играть аккомпанемент частушек на гитаре, укулеле, балалайке и шумовых инструментах.
Результат проекта приятно удивил всех участников после первого пробного исполнения номера на публике (приложение 1 ), т.к. все слушатели изъявили желание подойти к инструментам и попробовать сыграть на них. Открыть сборник частушек и выбрать любую, интересную для слушателя тему частушек, самому попробовать исполнить частушку, сыграть на любом шумовом инструменте. А в дальнейшем, получить возможность заниматься в нашем учреждении вокалом, художественным творчеством в студии «Акварелька», обучением игры на музыкальных инструментах в вокальной инструментальной студии, а так же заниматься изучением нашей истории в школе краеведов. Проект нацеливает на самостоятельную исследовательскую поисковую деятельность. Формирует умение работать с информацией. Способствует развитию творческих навыков учащихся.
Реализация данного проекта предусматривает постановку проблемы, поиск ее решения через литературу, беседы, опросы, продуктивную творческую деятельность Проект знакомит детей с истоками народной фольклорной культуры. Изучая устное народное творчество, дети приобретают культурное богатство русского народа. Проект основан на формировании чувства причастности детей к наследию прошлого.
|